Как продать окно?
На вопрос «Что является предметом продажи в процессе общения с потенциальным покупателем?» менеджеры коммерческих отделов оконных компаний, как правило, отвечают: «Окна, двери, фасадные конструкции и т.д.». И, конечно, ошибаются. Покупатель хочет приобрести пользу, потребительскую ценность которой он ассоциирует с окном. А понятие пользы у каждого покупателя индивидуальное. Это могут быть как характеристики жилья (тишина, тепло, свет, эстетика), так и ожидания от общения с компанией (ощущение принятия, психологического комфорта, безопасности) и т.д.
В любом случае, если менеджер не сориентировался в ожиданиях и опасениях клиента, ему трудно будет выполнить основную задачу продавца - суметь связать продукцию компании с потребностями покупателя, с его пользой. Таким образом, главной задачей менеджера на этапе ориентации является сбор информации о потребностях клиента (явных и скрытых, объективных и субъективных) для последующей формулировки коммерческого предложения. Менеджер должен сориентироваться:
- в ожиданиях клиента от установки окон (решение проблемы тепла, звукоизоляции, престижа, безопасности и т.д.);
- в объективной ситуации, позволяющей дать правильные индивидуальные рекомендации (уровень шума, тепло ли зимой, какая сторона (север, юг) и т.д.);
- в пожеланиях клиента и уровне его информированности о желаемой конструкции (профиль, стеклопакет, откос, подоконник и т.д.; при наличии предпочтений попросить клиента их обосновать).
Вопросы продавца не должны вызывать тревогу у клиента, поэтому, задавая их, менеджер всегда должен уметь связать необходимость получения информации и пользу для клиента.
Ответы не должны вызывать затруднений у клиента, поэтому рекомендуется не злоупотреблять открытыми вопросами. Лучше использовать наводящую форму вопросов, тем самым подсказывая клиенту варианты ответов. Рекомендуемые вопросы: Скажите, какой у вас дом: кирпичный, панельный, бетонный? (Данный вопрос позволяет уточнить конфигурацию и способ монтажа в принципе). Какой у вас этаж, ветрено ли? (Менеджер получает информацию о ветровых нагрузках, что позволяет ему дать правильные рекомендации по выбору конструкции). Куда выходят окна (север, юг), душно ли? (Ответ на данный вопрос даёт менеджеру информацию о микроклимате в помещении, которая необходима ему для обоснованных рекомендаций по применению энергосберегающих стёкол, систем микропроветривания и т.д.). Холодно ли зимой, как греют батареи? (Полученная информация позволит определиться в выборе стеклопакета). Шумно ли, насколько далеко от дома интенсивное движение транспорта? (Определяются звукоизоляционные характеристики стеклопакета). Первый или последний этаж, значимы ли вопросы безопасности? (Решается вопрос применения противовзломной фурнитуры). Мошкара, комары? (Ответ даёт информацию о необходимости установки москитной сетки).
В связи с чем решили менять окна? (Ключевой вопрос, определяющий скрытую мотивацию клиентов, задаётся в середине обсуждения, когда клиент уже разговорился и легко готов ответить на вопрос продавца). При работе менеджер обязан фиксировать всю полученную от клиента информацию.